7 причин, по которым иностранный язык не учится

Как человек, который шесть лет в школепровёл за изучением английского языка и вышел с блестящим знанием, но только алфавита, я мог бы присоединиться к многоголосию, утверждающему, что в школе вообще плохо учат, программа никудышная и т.д.

Однако, как удалось выяснить на собственной шкуре позже, ни школа, ни программа, ни даже учитель не оказывают столь уж большого влияния на результат ученика. От атмосферы в классе, на моём опыте, зависит больше, чем от используемых учебников.

Поэтому на первое место в списке врагов результативного изучения иностранного языка я смело ставлю именно условия, в которых происходят занятия.

Должно быть комфортно, ничто не должно отвлекать, никто не должен мешать. В идеале нужно заниматься либо среди таких же увлечённых батанов, либо в одиночестве. Если кто-то рядом мочит злобных птичек, кто-то тычет в спину стержнем ручки, кто-то лупит линейкой по голове, в проходе дерутся портфелями, через класс летят мокрые бумажки – это не урок иностранного языка, а убийство времени изощрённым способом.

На курсах для взрослых, скорее всего, драк с криками не будет, но там вполне могут оказаться люди, которым все эти курсы глубоко фиолетовы. Они же деньги заплатили, им должны что-то засунуть в голову на тарелочке с голубой каймой. Те, кто не учатся, точно также расхолаживают атмосферу и наводят лень на остальных. Процесс усвоения материала активно идёт там, где никто не ленится. Ленивые крадут время и у других учеников, и у преподавателя.

Здесь самое время сделать паузу в перечислении причин, по которым иностранный язык не поддаётся, и совершить отступление в сторону мотивации.

Сейчас это тренд в Интернете. Социальные сети ежедневно делятся порциями лайфхаков по взращиванию, пестованию мотивации. Проводятся вебинары и семинары на тему, где раздобыть эту мотивацию, даются мастер-классы по её консервированию впрок.

Парадокс в том, что все полиглоты и энтузиасты изучения иностранных языков, с которыми мне довелось общаться, мотивации не уделяют ни минуты внимания. Она для них не важна. Они искренне не понимают, из-за чего сыр-бор и каким таким мёдом обмазана мотивация, что все к ней стремятся. Не все из них даже считают изучение языков инвестированием в себя, что тоже очень модно.

Дело в том, что постановка вопроса «я хочу выучить язык, но не знаю, как себя замотивировать» неверна. На самом деле человек хочет сказать, что не имеет ни малейшего желания ничего делать, и делать не будет, хоть его убейте. Но, поскольку называть себя ленивым упоротым антагонистом всего нового неприятно, то в ход идёт эвфемистичный посыл про мотивацию, которой почему-то не завезли.

Можно тратить время на поиски мотивации, на обвинение авторов мотивационных книжек в том, что их мотивация какая-то не работающая, а можно учить язык. Определённо, первое намного проще.

У меня лично ни малейшей мотивации учить, скажем, французский язык, никогда не было. Я не собирался жениться на француженке, жить во Франции, работать во франкоязычной стране типа Алжира или смотреть комедии с Луи де Фюнесом в оригинале, да и сейчас не собираюсь. В жизни был ровно один момент, когда мой очень скромный французский мне пригодился, да и то, как ни парадоксально, в Италии. Что нисколько не делает французский в моих глазах лишним, ненужным, какой-то блажью или кратковременным заскоком. Я не учил французский для того чтобы. Я учил его, потому что тащился по полной от необычных звуков, сочетания фонетики и орфографии, хитро вывернутой, но по-своему логичной грамматики.

Возможно, в большинстве случаев люди приступают к изучению иностранного языка в силу более осязаемых, прагматичных обстоятельств – работа, переезд, смена места жительства, командировки, брак с иностранцем/иностранкой, туризм. Но даже такая мотивация имеет свой срок годности, рано или поздно её действие заканчивается. Часто её не хватает даже для начала. Потому что на одной лишь мотивации, даже самой своевременной и мощной, далеко уехать не удастся, если ей мешают ещё шесть факторов.

2 причина — нерегулярность занятий языком

Растягивает процесс до бесконечности. Регулярность не означает «каждое воскресенье с девяти утра и пока не сдохну». Регулярность не означает курсы три раза в неделю. Регулярность – это каждый день. Даже в самый загруженный день нужно найти время для десятиминутного подкаста, или интернет-радио, играющего фоном, на худой конец для пары песен, текст которых известен и которым можно подпевать. Между прочим, в тех школах, где учебный процесс выстроен как нужно, и на курсах, где не только деньги собирают, дают объёмные домашние задания – именно для того, чтобы ученик был вынужден заниматься языком даже вне группы/класса.

Если на курсах нет домашнего задания, можно, конечно, самому его придумать и сделать (упражнения можно найти в интернете), но это говорит о том, что такие курсы не нацелены на эффективные освоения языка учениками. Скажу больше – домашнее задание при правильном подходе в несколько раз больше объёма работы, выполняемой в группе/классе. «Домашку» придумали не для истязаний, а для хорошего усвоения материала. Самостоятельная работа, вообще говоря, это больше половины успеха в изучении иностранного языка.

3. Несоответствие уровня сложности материала текущим возможностям ученика.

Учёба имеет смысл только тогда, когда вы движетесь от одного к другому постепенно, при этом берёте постоянно что-то чуть сложнее, чем хотелось бы. Если вы все годы в школе складывали дважды два, то с таким результатом и вышли во взрослую жизнь. Освоение языка требует «повышение градуса», добавление чуть более сложных материалов. Тексты должны быть чуть сложнее, с двумя-тремя новыми словами, с неизвестным оборотом, непонятной грамматической конструкцией. При слушании следует чередовать уличные интервью с идеальной начиткой дикторами новостей, фильмы — с подкастами преподавателей. Так вы будете двигаться вперёд.

4. Наш мозг хитрый, но маркетологи ещё хитрее.

Множество людей впустую потратили время и деньги, погнавшись за обещаемой лёгкостью в изучении языка. Пособия, которые требуют уделять языку всего пять минут в день;

  • шпионские техники разведшкол, которые позволяют за неделю стать своим в доску нейтив-спикером;
  • специально запрограммированные альфа-волны патентованной частоты, которые с магнитной плёнки загоняют в мозг спящего тома словарей; наконец, есть же волшебные таблетки для суперпамяти!

В изучении языка нет лёгкого пути. Есть интересный, захватывающий, увлекательный, но все они трудные и время затратные. Тратить драгоценное время на поиски лёгкого способа сделать то, что все сделали через пот и усилия, значит обокрасть себя – потерять время и ничего не выучить.

5. Традиционно навыки владения языком делятся

На четыре группы:

  1. Устная речь
  2. Письменная речь
  3. Восприятие на слух
  4. Чтение

Успешное освоение языка (за исключением редких случаев, когда нет необходимости «прокачивать» все перечисленные навыки) подразумевает активную деятельность во всех четырёх направлениях. Если вы сконцентрируетесь на грамматике и будете её нещадно долбить в ущерб аудированию и устной речи, то, скорее всего, помимо слабых знаний грамматики и отвращения к языку, других достижений вы не заметите. Потому что их не будет.

Нельзя «прокачивать» часть навыков; достойный результат требует усилий по всем фронтам.

Проблема грамматики не в том, что она сложная (это неверно), а в подходе к ней. Грамматика нужна в объёме, соответствующем текущему уровню ученика, и прежде, чем двигаться к следующей теме, абсолютно необходимо усвоить предыдущую как «Отче наш». Это означает выполнение сотен однотипных упражнений. Для этого мало одного учебника, нужно использовать специальные сборники упражнений на грамматические темы. Грамматика не зубрится, она делается много-много раз, доводится до автоматизма. Нет ничего страшного в том, чтобы один и тот же сборник упражнений прогонять по кругу, если выбор небольшой.

Грамматика – то, что даёт понимание структуры языка, формирует способность различать «правильно – неправильно», делает речь грамотной. Уместно заметить, что носитель языка нередко знает грамматику хуже, чем иностранец, изучавший эту грамматику. Это нормально. По этой причине, кстати, не следует рассматривать всех носителей языка скопом как консультантов по разным грамматическим исключениям с правилами – они сами их не знают. Насчёт грамматики следует разговаривать только со специалистами.

6. Изучаемый язык нужно использовать во всех случаях, где это только возможно.

К примеру, я люблю читать обзоры компьютерных запцацок, и уже забыл, когда читал их на русском языке. Радио слушаю только на иностранном (выбор в интернете огромный, от «зеркал» FM-станций до независимых интернет-студий). Иными словами, иностранный язык не ограничивается рамками курсов, домашней работы, самостоятельных занятий – он сопровождает от вставания до сна.

Полиглоты слушают подкасты, принимая утренний душ, во время пробежки и т.д. Это касается просмотра передач, сериалов, читаемой литературы, влогеров/блоггеров. Каждый новый язык переворачивает жизнь до неузнаваемости. Некоторые идут так далеко, что меняют привычки в еде и стиль одежды, даже круг общения. Говорят, что оно того стоит.

Если язык содержится в тетрадке, которая кладётся в ящик стола, а ящик запирается от греха подальше (вдруг чего вылезет да приснится), то можно считать, что вы живёте сами по себе, а язык – сам по себе. Он так не выучится.

7. Отсутствие самодисциплины, умения организовать свой распорядок занятий

Делает успехи хилыми, тощими и едва ли способными дать потомство. В данном случае речь не про лень (только робот не ленится), а про умение придерживаться графика. В школе вы ходили на уроки по расписанию? Ну вот. Даже если было лень. На свой изучаемый язык тоже нужно ходить по расписанию, будь то офлайн-курсы, выполнение домашнего задания или просмотр документального фильма на целевом языке.

Чтобы выучить язык, нельзя говорить «если будет время, займусь». Это железобетонный дзот человека, который обвязался минами и при первом появлении языка взорвёт себя, не давшись врагу живым.

Изучающий язык сперва уделяет время языку, а потом – на что остаётся. Между прочим, языки учат даже работающие мамочки с тремя детьми на руках, мотающиеся между садиками-поликлиниками-магазинами. Кстати, наш соотечественник Алан Бигулов поставил себе цель приступать к изучению нового языка каждые три месяца, и пока что держит набранный темп. Интервью с ним и другими любителями иняза можно прочесть в инвестиционном журнале IJ.

В мире нет ни одного человека, который бы располагал хоть секундой в сутках больше, чем другой. Просто у кого-то хватает смелости сложить перекуры в течение года и признать, что минимум неделя каждый год вылетает в трубу – а это, между прочим, 420 академических часов, что намного больше, чем длятся любые курсы иностранного языка.

С уважением, Алексей Кобзарев

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *